В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Государственное регулирование ценообразования - продолжение


Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК). Иначе говоря, российское законодательство рассматривает трансфертное ценообразование в качестве одного из средств уклонения от налогообложения, т. е. трансфертное ценообразование есть налоговое правонарушение. На наш взгляд, такой подход является односторонним и не учитывает случаи, когда трансфертное ценообразование законно.
Поэтому в случае обнаружения факта отклонения такой цены от рыночной более чем на 20% для хозяйствующего субъекта наступают правовые последствия: налоговые органы могут доначислить налоги исходя из рыночной цены товара (работы, услуги). Корректировка трансфертной (читай: свободной) цены в целях налогообложения производится по правилам п. 3 ст. 40 НК. Это классический пример соотношения частных интересов индивидуальных лиц (юридических и физических) и публичных интересов государства. В данном случае законодатель предпочел публичный интерес, с тем чтобы в конечном итоге (через налоги) защитить частные интересы гражданина и общества в целом.
Регулируемые цены формируются также в результате согласия, достигнутого между сторонами договора. Однако последние не могут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соответствующим компетентным государственным органом'. Указанный вид цен широко применяется в таких сферах экономики, как топливно-энергетический комплекс, магистральный транспорт, связь, производство продукции и оказание услуг повышенного социального значения и др.
Думается, что под категорию регулируемых подпадают и такие цены, размер которых (в целом) хотя и не несет бремя государственного регулирования, но отдельные элементы их (цен) структуры (например, набавки) должны вписываться в конкретные правовые рамки.
Устанавливаемые (фиксированные) государством цены - крайний вариант прямого ценового регулирования, когда продавец (исполнитель) не имеет права отклониться от них в какую-либо сторону. Они (цены) устанавливаются государством в твердой сумме.
В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания национальной экономики все цены (свободные, регулируемые, устанавливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы, цены внешнеторговые.
Оптовые (отпускные) цены применяются во взаимоотношениях между предприятиями-изготовителями, другими поставщиками или исполнителями, с одной стороны, и покупателями, заказчиками -с другой. Оптовые (отпускные) цены обычно используются в договорах, сторонами которых являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Однако сегодня на этот счет нет четких правовых предписаний, в ряде методических рекомендаций (указаний) можно обнаружить положения о субъектах-потребителях.
Различают оптовые цены промышленности и оптовые цены предприятия. Первые состоят из себестоимости и прибыли, вторые включают оптовую цену предприятия и снабженческо-сбытовую наценку.
Разновидностью оптовых цен являются цены закупочные. Они устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских производителей. Закупочные цены, равно как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.
Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой (отпускной) цены и торговой надбавки (наценки). Они применяются розничными торговыми или другими организациями, осуществляющими продажу товаров населению. Под категорию «другие организации» подпадают и газосбытовые организации, которые являются перепродавцами, реализующими газ населению, жилищно-строительным кооперативам и другим потребителям. Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной деятельности субъектов розничной торговли.
Классификация цен на оптовые и розничные имеет правовое значение. Во второй части Гражданского кодекса выделяется в качестве самостоятельного вида договор розничной купли-продажи. В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательством. Договор розничной купли-продажи является публичным договором. В пределах действия договора применяется розничная цена.
В сфере поставочных отношений используется оптовая цена. В соответствии со ст.   506  ГК поставщик (продавец),  осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования, как правило, в предпринимательской деятельности.
Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. В силу ст. 709 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Она (цена) включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы.
Когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 709) различает приблизительную и твердую цену работы (смету). При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. В частности, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, даже если в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для  этого  расходов.
Тарифы - цены на товары особого свойства, именуемые «услуги». Сфера услуг есть отношения, в рамках которых предприятию или гражданину оказывается услуга; причем услуга как экономическая категория. В этом качестве услуга не является вещью, равно как купля-продажа остается продажей товара независимо от наличия в товарном процессе (товарообороте) «элементов» обслуживания  покупателя.
С учетом сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи, энергии и др.) и розничные (тарифы на услуги населения). Так, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)2. Причем тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность) устанавливаются как на оптовом, так и на розничном (потребительском) рынке.
И, наконец, цены внешнеторговые применяются при осуществлении экспортно-импортных операций. В силу п. 10 Указа Президента РФ от 17 сентября 1992 г. № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» (в ред. от 23 июля 2001 г. № 902) поставка в страны СНГ угля, нефти, природного газа и продуктов нефтепереработки осуществляется по внешнеторговым ценам на условиях, предусмотренных двусторонними (многосторонними) межправительственными соглашениями, но не ниже цен промышленности, действующих на территории Российской Федерации.

Размер (уровень) регулируемых (устанавливаемых) местных цен определяется органами местного самоуправления. Так, в силу ст. 31 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ)" органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности. В свою очередь, региональные цены подвержены воздействию со стороны компетентных органов власти конкретных субъектов Федерации и включают регулируемые цены местных (региональных) рынков. Это достаточно сложный вопрос; он касается проблемы разграничения нормотворческой компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Внутригосударственным регулируемым (устанавливаемым) ценам свойственна «пестрая палитра»; они состоят из цен, регулируемых (устанавливаемых) на местных и региональных рынках, с одной стороны, и цен, подчиненных исключительно федеральному законодательству, - с другой. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 12 июля 2005 г. № 424) содержит перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти3. Правда, в последнем перечне названы услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых  организаций,   по  которым  органам   исполнительной государственное регулирование цен и надбавок.
Что касается мировых регулируемых (устанавливаемых) цен, то пока нет объективных предпосылок говорить о сложившейся интеграции в рассматриваемой сфере. Законодательство мирового сообщества еще не достигло уровня императивного регулирования частных экономических отношений. Однако сейчас можно наблюдать примеры межгосударственного регулирования цен. Например, в силу п. 2 ст. 1 Соглашения от 6 января 1995 г. «О таможенном союзе», заключенного между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, договаривающиеся Стороны планируют отменить в торговле друг с другом товарами, происходящими с их территории, таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения. Кроме этого, Стороны будут устанавливать и применять в отношениях с третьими странами одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования  внешней торговли.
Размер (уровень) большинства оптовых цен (и на внутригосударственном, и на мировом рынках) зависит от базисных условий поставки. Суть этих условий заключается в распределении между поставщиком и покупателем расходов по транспортировке, страхованию товара и определению момента перехода рисков и пр. с учетом места (географического пункта), названного в договоре. Так, если иное не предусмотрено соглашением между его участниками, свободные оптовые цены российского рынка определяются на условиях франко - вагон (судно), станция (порт, пристань) отправления или франко - транспортные средства на складе предприятия-поставщика. Использование метода франко (от итал. franco - свободный) позволяет точно определить расходы (издержки)  каждого контрагента по  соответствующему договору.
Участники внешнеторговых сделок чаще всего используют условия поставки, содержащиеся в Инкотермс, - «международные правила толкования внешнеторговых терминов и определений». Диспозитивность Правил позволяет сторонам внешнеэкономического контракта самостоятельно определять объем обязательств по оплате товаров (продукции) и других сопутствующих расходов, связанных с транспортировкой, страхованием, уплатой таможенных платежей и т. п. Однако во избежание ошибок в толковании положений договора и соответственно различного рода недоразумений рекомендуется применять именно Инкотермс. Например, цена на условиях СИФ (стоимость,  страхование и фрахт) четко обозначает, что все расходы по перевозке грузов, оплате таможенных сборов, страхованию принимает на себя продавец до момента пересечения борта корабля в порту покупателя. Цена ФОБ (франко на борту) передвигает границу таких расходов до момента доставки товаров на борт корабля. Условие ФАС (франко у борта судна) освобождает продавца от дополнительных расходов, необходимых после того, как груз доставлен до причала, указанного порта отгрузки.
С учетом сказанного необходимо проводить различие между ценой товара и ценой договора. Цена товара (продукции, услуги) - сумма возмещения, уплачиваемая продавцу (исполнителю) и компенсирующая издержки производства последнего. Тогда как цена договора включает и цену товара (услуги), и затраты, связанные с передачей (оборотом, обращением) товара, - транспортные, страховые, налоговые и другие необходимые суммы. Указанное различие не получило четкого закрепления в Гражданском кодексе. В ст. 485 ГК, озаглавленной «Цена товара», по существу, идет речь о цене договора. В силу названной статьи покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Если она (цена) договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, оплата осуществляется по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.
В современной мировой практике часто используется такая оценочная категория, как «разумная цена». Несмотря на то что Гражданский кодекс прямо не формулирует названное понятие, из смысла п. 3 ст. 424 можно сделать вывод о его подразумеваемом присутствии. Разумная цена - неодиночное явление. Отечественному гражданскому праву известны «разумные сроки», «обычное качество» и другие аналогичные категории.
На наш взгляд, появление разумных цен вызвано следующим обстоятельством. Кодекс допускает возможность заключения ряда договоров без согласования сторонами условий о цене, которая при этом является свободной. Во время исполнения такого обязательства обоснованно возникает вопрос об объеме встречного предоставления. Очень часто обнаруживается, что контрагенты имеют разные точки зрения по поводу цены договора и им не удается самостоятельно устранить возникшие разногласия. В итоге, известный спор передается на рассмотрение в суд. Использование последним категории разумной цены позволяет найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, разумная цена преследует цель оптимально соотнести, с одной стороны, желание продавца компенсировать свои издержки и получить максимальную прибыль, с другой - стремление покупателя заплатить наименьшую сумму.
В экономической литературе выделяют и прочие виды цен. Так, в зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называются биржевыми, аукционными, комиссионными, ценами рынка. По способу установления различают твердые, текущие и подвижные цены. Перечень видов цен по разным критериям можно продолжить. Однако в заключение отметим, что вопрос о классификации (равно о критериях) цен является спорным и требует особого внимания исследователей этой проблемы.