В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Особенности создания и правового положения народных предприятий

Особенности создания и правового положения народных предприятий (НП), права и обязанности акционеров этих предприятий и меры по защите их прав и интересов определены Федеральным законом «Об особенностях пра­вового положения акционерных обществ работников (на­родных предприятий)» от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ. При­нятие этого закона является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия цело­го ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации.
По сути закона, народным предприятием признается акционерное общество, в котором трудовому коллективу (работникам предприятия) принадлежит пакет акций номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала. Это означает, во-пер­вых, что внешние акционеры при голосовании по принци­пу одна акция — один голос* не будут иметь числа голо­сов, позволяющего им блокировать принятие общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам орга­низации и деятельности общества, требующих большинст­ва в 3/4 голосов. Трудовой коллектив, таким образом, мо­жет по любому вопросу принять решение, отражающее его интересы. Во-вторых, акции народного предприятия, как будет показано дальше, менее мобильны, чем акции от­крытого акционерного общества (реже переходят от одного владельца к другому).
Если сгруппировать особенности правового положения НП, установленные законом, то можно сказать, что закон:

  • определяет модель акционерной собственности, в ко­торой преобладают мелкие пакеты акций, распределяемые среди работников предприятий пропорционально их доле в оплате труда (или распределяемые по другому аналогично­му параметру). Переход к такой модели позволяет значи­тельно уменьшить имущественное расслоение работников предприятия и усилить хозяйственную мотивацию трудо­вого коллектива;
  • радикальным образом расширяет возможности ак­ционерной демократии. Усиление демократии стало воз­можным в результате: сочетания принципов «одна акция — один голос» и «один акционер — один голос» при при­нятии решений на общем собрании акционеров, расшире­ния компетенции общего собрания и усиления контроль­ных функций со стороны трудового коллектива. Введение таких правовых норм позволяет повысить роль работников предприятия в управлении, что, в свою очередь, должно положительно отразиться на качестве управления, мотива­ции высококачественного производительного труда работ­ников и хозяйственной мотивации коллектива;
  • распространяет организационно-правовую форму на­родного предприятия на широкий круг предприятий раз­личного масштаба (с числом работников примерно от 50 до 4000—5000) и предоставляет возможность преобразова­ния в народные предприятия коммерческих организаций различных правовых форм, что создает перспективы ши­рокого распространения народных предприятий по мере реализации ими своих преимуществ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что Закон о народных предприятиях снижает возможности самофинансирования развития производства, так как устанавливает определен­ную норму размещения акций среди внешних акционеров (менее 25 процентов уставного капитала). Эта правовая нор­ма ограничивает область распространения данной организа­ционно-правовой формы (народного предприятия) производ­ствами со стабильной и плодотворной технологиями, не тре­бующими крупных инвестиций в развитие технологии.