Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Восприятие работниками предприятий целей приватизации и акционирования
Форма собственности является сильным мотивообразующим фактором высококачественного производительного труда работника и хозяйственного отношения к производству со стороны различных социальных групп, участвующих в производственном процессе.
Акционерная форма собственности, создаваемая на основе народной приватизации, сочетает положительные стороны частной и общественной форм собственности, усиливая мотивационный механизм хозяйствования и высококачественного производительного труда. Такая форма собственности удачно сочетается с человеческой натурой, с ее стремлением добиться успеха в жизни, в том числе и материального. Если удачно целенаправить это естественное стремление человека, то оно будет наилучшим путем к достижению желаемого результата для всего общества в целом. По существу, в этом и состоит секрет рыночного хозяйства. К сожалению, курс на народную приватизацию в России оказался кратковременным и уступил место ускоренной капитализации, при которой собственники владеют крупными пакетами акций, а массовые акционеры вытесняются из эффективно действующих компаний.
Одной из основных целей трансформации отношений собственности и создания в процессе этой трансформации широкого слоя собственников, если не главной целью, является усиление мотивации высококачественного производительного труда. Эта цель может быть достигнута лишь при активной реакции участников производственного процесса на происходящие изменения.
Социологические исследования на приватизированных предприятиях, выполненные в первые годы приватизации, когда еще не наступило разочарование в ней, позволили выявить отношение специалистов и рабочих предприятий к целям, формам и методам приватизации, их экономические и социальные интересы и мнения о перспективах развития акционерного дела. Конечно, по мере адаптации к новым отношениям собственности эти оценки будут изменяться, и важно, чтобы они изменялись в направлении, способствующем развитию акционерного дела, усилению эффективности акционерного механизма хозяйствования, росту эффективности производства и повышению конкурентоспособности продукции.
Большинство рабочих и специалистов видят основную цель приватизации в усилении мотивации труда и хозяйственной мотивации работающих, то есть в повышении их заинтересованности в результатах труда и в развитии производства. Этот важный результат свидетельствует о понимании сущности преобразования государственной собственности в коллективную, разделенную на паи (доли), которыми владеют акционеры.
Другая большая часть респондентов видит цель приватизации более узко, хотя и более конкретно — в расширении возможностей трудового коллектива распоряжаться результатами производства и «работать на себя». Хотя среднее число респондентов, давших такой ответ, составляет менее половины, число коллективов, отдавших предпочтение этой цели, составляет половину. Выбор такой цели приватизации предопределил выбор правовой формы акционерного предприятия: или закрытое акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью), или открытое акционерное общество с контрольным пакетом акций, принадлежащим коллективу.
Одним из основных условий успешной адаптации производственных коллективов к новым отношениям собственности является убежденность работников, что приватизация и акционирование позволят улучшить конечные результаты производства. Такую убежденность высказывает абсолютное большинство специалистов и рабочих.
Наиболее значимым в улучшении конечных результатов рабочие считают такой фактор, как усиление мотивации труда, а специалисты — совершенствование управления.
Народные предприятия в большей степени, чем предприятия других организационно-правовых форм, отвечают этим взглядам и оценкам.
Стратегия мотивации. В силу разнообразия социально-экономических условий и субъективности целей предпринимательства предприятия избирательно определяют стратегию мотивации. Одни проводят стратегию внешней отрицательной мотивации, утверждая, что люди по своей природе стремятся уклоняться от работы. И поэтому их нужно принуждать к ней. Другие считают, что внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами ориентации работника на достижение целей организации, что человека следует побуждать к труду положительными для него стимулами, и проводят стратегию сочетания внешней положительной мотивации с внешней отрицательной мотивацией. Японские фирмы, как правило, не признают стратегию принуждения и используют стратегию сочетания внутренней мотивации с внешней положительной мотивацией.
В нашей стране в дореформенный период осуществлялась преимущественно стратегия сочетания внутренней мотивации (ударничество, социалистическое соревнование) и внешней отрицательной мотивации, хотя и признавалась важность внешней положительной мотивации (повышение уровня социального развития коллектива).
Ряд фирм Германии придерживается стратегии сочетания внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. Для усиления внутренней мотивации труда фирмы Японии и Германии активно содействуют, например, созданию рабочих кружков качества, направляя их творческий потенциал на рационализацию производства и выпуск высококачественной продукции.
Многие российские приватизированные предприятия придерживаются преимущественно стратегии сочетания побуждения и принуждения к труду. Однако значительная часть предприятий, особенно с малым количеством работников-акционеров, в большей степени ориентируется на стратегию принуждения, используя сильный для современного этапа отрицательный мотив возможности увольнения и безработицы.
Установленные законом особенности правового положения народных предприятий дают возможность реализовывать стратегию сочетания всех трех групп мотивов — предрасположенности, побуждения и принуждения к труду и формировать предпочтительный мотивационный комплекс, что позволит народным предприятиям обеспечить высокую эффективность производства и повышение благосостояния своих акционеров и работников.