В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Законодательство о ценах и ценообразовании и основные направления его совершенствования.

В условиях развития рыночной экономики в России наблюдается процесс формирования предпринимательского законодательства, в том числе в области цен и ценообразования. Пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги и обозначены примерные контуры будущего развития нормотворческого процесса.
Полагаем, что формирование законодательства о ценах и ценообразовании будет происходить прежде всего на федеральном уровне посредством принятия специальных законов в зависимости от специфики применения цен в различных отраслях хозяйствования. В рамках этих актов субъектам Федерации, возможно, будут предоставлены некоторые конкретные полномочия в отношении регулирования и контроля цен.
Как показывает анализ отечественного законодательства, процесс нормотворчества в области регулирования цен и ценообразования придерживается именно второго варианта своего развития.
Ранее отмечалось, что в области цен и ценообразования отсутствует общий (универсальный) закон. Вместе с тем по некоторым вопросам были приняты специальные законы, например Закон о тарифах, определяющий экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в России. Он установил органы, осуществляющие государственное регулирование тарифов, их компетенцию, основные принципы государственного регулирования тарифов в данной сфере экономики.
В большинстве случаев применение государством регулируемых или установленных цен определяется законами, регулирующими   отношения   в   определенной   сфере   народного   хозяйства.

К числу таких нормативных актов можно отнести Федеральный закон о монополиях, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ), Федеральный закон о местном самоуправлении и др.
Общие положения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сферах: 1) транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировки газа; 3) оказания услуг по передаче электрической и тепловой энергии; 4) железнодорожной перевозки; 5) оказания услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами, общедоступной электрической и почтовой связи закреплены Федеральным законом о монополиях.
Кроме материальных норм Закон о монополиях содержит и процессуальные, где оговаривается административный порядок принятия, исполнения и обжалования решений об осуществлении мер государственного регулирования. Руководители субъектов естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления, потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решений органов регулирования естественных монополий. Причем подача заявления в суд приостанавливает исполнение соответствующего решения (ст.  25 Закона).
Деятельность других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, подлежит регулированию посредством механизмов, предусмотренных Законом о защите конкуренции. Закон (ст.   1) определяет организационные и правовые основы:
защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности;
недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иными органами, осуществляющими данные функции, органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
Закон не предусматривает непосредственное государственное регулирование цен.
Соответствующий механизм опосредуется через нормы, направленные на пресечение актов злоупотребления доминирующим положением и выраженные в недобросовестной конкуренции. Регулирование производится по факту выявления монопольно высо-ких (низких) цен.
1 СЗ РФ.  2003.  №  2.  Ст.   170. Далее - УЖТ.

 

Законодательство о ценах представлено не только законами. До сих пор существует целый блок цен, регулируемых подзаконными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными). В их числе можно назвать Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 8 апреля 2005 г. № 410)', постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 (в ред. от  12 июля 2005 г. № 424) и др.
По мере развития рыночных отношений в России будет постепенно формироваться и антидемпинговое законодательство. Сейчас оно представлено в виде консолидированного Федерального закона о защите конкуренции.
Рассмотренная схема развития законодательства о ценах препятствием принятию общего систематизирующего закона, закрепляющего пределы государственного вмешательства в процессы ценообразования. Такой закон позволил бы ликвидировать многие противоречия, а также придать логичность и некую завершенность всей системе  государственного регулирования  цен.