В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

В качестве особого вида управленческой деятельности привати­зация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целе­направленных действий субъектов приватизации по передаче объ­ектов государственной и муниципальной собственности в част­ную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состо­ит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муници­пальное имущество. Действующий Закон о приватизации в каче­стве объекта приватизации называет государственное и муници­пальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предпри­ятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объ­екты. Возникает вопрос: какие объекты?
Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

  • земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе иму­щественные комплексы;
  • природные ресурсы;
  • государственный и муниципальный жилищный фонд;
  • государственный резерв;
  • государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  • государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Феде­рации;
  • культовые здания и сооружения с относящимися к ним зе­мельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного на­значения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  • государственное и муниципальное имущество при отчужде­нии в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учрежде­ний;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закре­пленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • государственное и муниципальное имущество на основа­нии судебного решения;
  • акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации - это государственное и муници­пальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. По­этому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предпри­ятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов прива­тизации входят также имущественные права (например, доли Рос­сийской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).
Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее поло­жение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.
К субъектам приватизации относятся государство, субъек­ты Российской Федерации, муниципальные образования, пред­приятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функ­цию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти пол­номочиями на осуществление функций по приватизации феде­рального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государст­венный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполни­тельной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществ­лять функции по приватизации федерального имущества, являет­ся Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Во­просы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено. Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образо­вано Федеральное агентство по управлению федеральной собст­венностью, входящее в состав Министерства экономического раз­вития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в привати­зационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества - публичные образования (Россий­ская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне - это Феде­ральное агентство по управлению федеральной собственностью