В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности - Антимонопольное законодательство.

 

Антимонопольное законодательство. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законода­тельство основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе и состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, ре­гулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Далее в п. 2 ст. 2 Закона отмечается, что соответствующие отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Итак, сформулируем некоторые выводы.

  1. Состав антимонопольного законодательства ограничен федеральными законами. Подзаконные нормативные правовые акты не входят в данный состав. Законодатель использует здесь модель, схожую с конструкцией определения состава гражданского законодательства (ст. 3 ГК). Таким образом, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа представляют собой иные акты, содержащие нормы конкурентного права.
  2. Антимонопольное законодательство является федеральным. В нем не нашлось место региональному законодательству, хотя в силу пп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правда, в соответствии с подп. «ж» ст.  71  Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка. Поэтому считается, что антимонопольное законодательство относится к правовым основам, обеспечивающим единство рынка1. По нашему мнению, словосочетание «установление правовых основ единого рынка» неопределенно. В буквальном смысле оно (словосочетание)  охватывает все правовое регулирование экономики.
  3. В новом Законе о защите конкуренции появилась фраза «основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ». Ранее, в утратившем силу Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 1.1), не было ссылки на Гражданский кодекс. На наш взгляд, это вызвано прежде всего тем, что в силу п. 1 ст. 10 ГК не допускаются использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Бросается в глаза некоторое выпячивание роли Гражданского кодекса в регулировании конкурентных отношений.

Действительно, феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов субъектов предпринимательской деятельности и публичных - у государства. В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.
В юридической литературе существует мнение, согласно которому конкуренция есть публичный интерес. В этом качестве конкуренция выполняет функции регулирования, мотивации, распределения и контроля. Термин «конкурентное право» охватывает юридические институты как публично-правового, так и частноправового характера2. Иначе говоря, конкурентное право регулирует целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, ее защиты и участия в ней предпринимателей. Конкурентное право представляет собой комплексный правовой (межотраслевой) институт, регулирующий однородные отношения.
Иное мнение о конкурентном праве было высказано В. И. Еременко, который считает его подотраслью гражданского права. Конкурентное  право  состоит  из двух  правовых институтов:   института защиты от монополистической деятельности и института защиты от недобросовестной конкуренции1. В то же время в своем диссертационном исследовании конкурентное право рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы гражданского и административного права. Такое утверждение спорно.
В. И. Еременко отождествляет институт права (конкурентного права) и институт законодательства. Комплексный характер присущ не только конкурентному законодательству, но и конкурентному праву.