В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности - Виды монополий

 

 

Виды монополий. В литературе обычно выделяют три вида монополий:
а)  закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (например, государст­венная монополия);
б)  естественная монополия - сфера экономики, где весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожная перевозка);
в)  открытая (временная) монополия, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком товара, а его конкуренты могут появиться на том же рынке позже.

Однако при внешней привлекательности указанная классификация страдает таким серьезным недостатком, как отсутствие единого критерия (основания) деления. В связи с этим непонятно, как соотносятся между собой закрытая и открытая монополии, поскольку первая является законной, а вторая - лишь временной (хотя было бы логично назвать ее незаконной). Кроме того, в данную классификацию не вписывается естественная монополия: является ли она закрытой или открытой?

Более логично использовать такой критерий, как защищенность монополии от конкуренции. С учетом этого критерия монополии можно подразделить на защищенные от конкуренции и незащищенные. К числу первых относятся монополии: 1) непосредственно регулируемые государством; 2) обладатели исключительных прав.   Монополии,   непосредственно  регулируемые  государством, - это государственные монополии и естественные монополии. Остальные монополии не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства.
Монополии можно классифицировать и по другим основаниям (например, в зависимости от степени государственного регулирования, характера происхождения, сферы деятельности). Так, в зависимости от характера происхождения монополии следует подразделить на естественные и искусственные. Используя такой критерий, как степень государственного регулирования, монополии можно классифицировать на непосредственно (прямо) регулируемые государством и опосредованно регулируемые государством. С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.
Более подробно остановимся на статусе естественной монополии. Как уже отмечалось, статус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу не зависящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Итак, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус «естественной», т. е. законодатель признает временный характер той или иной естественной монополии (поскольку определяет ее через состояние товарного рынка).

Существует перечень сфер деятельности, в которых действует исключительный режим естественной монополии (ст. 4 Закона о монополии):
а)   транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
б)   транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки;
в)   услуги транспортных терминалов,  портов,  аэропортов;
г)    услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
д)   услуги  по передаче электрической энергии;
е)   услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
ж)   услуги по передаче тепловой энергии.
Следует согласиться с мнением о том, что отнесение той или иной сферы к естественно-монопольной во многом оценочно. «Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, от спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин»1. Конкретный набор естественно-монопольных видов деятельности зависит от качественного состояния экономики государства. Поэтому универсального перечня сфер естественных монополий в принципе быть не может. Указанный перечень сфер естественных монополий в государстве определяется  конкретно исторически.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п. 3 ст. 3 Закона о монополиях). Формулировка Закона «субъекты естественных монополий» некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.
Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих  субъектов.
Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Другие федеральные законы содержат указания на возможность осуществления естественно-монополистической деятельности и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29 декабря 2006 г.  №  245-ФЗ)    оператором связи  (т.  е.  субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование соответствующих норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих  субъектов.
Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, например финансово-промышленные группы и холдинги.
Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и осуществления контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.