Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Государственное регулирование ценообразования
Понятие, структура и виды цен. Являясь принципиально значимой категорией товарно-денежных отношений, цена представлена в качестве объекта исследований в социально-политических, экономических и маркетинговых теориях. Действительно, важность цены как элемента жизнедеятельности человека в частности и общества в целом трудно переоценить. Участвуя в товарно-денежных отношениях, цена позволяет определить значимость тех или иных благ. С ее помощью подвергаются оценке качественные и количественные характеристики овеществленного труда. Однако до сих пор цена не нашла однообразного понимания среди экономистов и является предметом оживленной дискуссии.
Наличие различных подходов в экономической науке в целом, а в понимании сущности иены в частности объясняется многими причинами. Здесь имеют значение такие факторы, как глубина исследований экономических явлений, различия в методологии, оценке и другие субъективные обстоятельства. Кроме этого нельзя забывать и об объективных условиях. По мере развития экономических отношений вскрываются новые противоречивые составляющие, требующие дополнительного научного анализа. Например, сильные инфляционные процессы XX в., имевшие место в западных странах, послужили толчком к появлению монетаристской школы, представители которой утверждают, что уровень цен определяется количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен.
Цена - действительно сложная категория. Она присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рассуждая подобным образом, было бы неверно, на наш взгляд, сводить сущность цены к какому-либо одному знаменателю, игнорируя другие аспекты, оказывающие непосредственное влияние на формирование и динамику цен. Многообразие формулировок определения этой категории предопределено множеством школ и научных теорий. Однако неоднозначность экономического понимания феномена цены не способствует формированию концепции ценовой политики государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также коммерческих организаций. В конечном итоге это отрицательно сказывается на разработке единого подхода в правовом регулировании цен и ценообразовании.
Как всякий элемент социальных отношений, цены выполняют определенные функции. В экономической литературе выделяют следующие основные функции цен: учетная или измерительная, распределительная (перераспределительная), стимулирующая, балансирующая спрос и предложение, размещения производства. Не раскрывая содержания названных функций, отметим, что за некоторыми экономическими «обязанностями» цены можно обнаружить и юридические вопросы. Так, учетная функция цены в своем проявлении на уровне отдельно взятых субъектов хозяйствования приобретает принципиальное значение в правовом регулировании бухгалтерского учета и взимания налогов.
Вместе с тем федеральное законодательство не содержит единого (универсального) понятия цены. На наш взгляд, такое положение должно восприниматься в качестве серьезного недостатка отечественного нормотворчества. Цена, являясь важным экономическим средством, широко используется в различных сферах правового регулирования.
Большинство ученых-юристов по-разному трактуют цену, не прибегая при этом к какому-либо комментарию. Например, В. А Мусин определяет цену товара как количество денежных единиц определенной валютной системы, которое покупатель должен заплатить продавцу за весь товар (или его единицу), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный контрактом географический пункт3. Названный автор отождествляет цену с деньгами, подчеркивая необходимость платежа при передаче товара на определенных условиях. Возможно, такой взгляд корреспондируется с мнением о том, что без денег нет цены, а без цены деньги не имеют экономического смысла.
Данный подход к определению цены не совсем верней. Непонятно, например, как оценивать договоры, в рамках которых денежные платежи отсутствуют (договор мены).
В. С. Мартемьянов, напротив, жестко не привязывает цену к категории денег. Он полагает, что цена выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работу, услугу). Таким образом, цена конкретизирует (уточняет) встречное предоставление, действующее в области возмездных договоров. Правда, цена может иногда присутствовать и в безвозмездных договорах.
При определенных обстоятельствах цену можно отождествлять с эквивалентностью. Однако эквивалентность - это характеристика некоторого соотношения обмениваемых благ (эквивалентность следует относить к показателям состояния экономических отношений - эквивалентны или нет). Цена - средство установления данного соотношения (обмениваемых благ) в рамках конкретных актов обмена, происходящих между участниками гражданского оборота. Механизм действия цены заключается в указании на признаки, идентифицирующие предмет и его количество. Например, цена одной книги равна 10 руб. Цена, с одной стороны, называет предметы обмена (книга и рубль), с другой - определяет количество каждого из них: книга - одна, рублей - десять.
Необходимо отметить, что цена формирует эквивалентное соотношение обмениваемых благ при прочих равных условиях только в сбалансированных экономических связях. Данное правило не срабатывает в присутствии субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Здесь свободная цена однозначно «стремится» установить соответствующие пропорции в интересах экономически более сильной стороны. Во избежание социального кризиса государство должно установить баланс интересов потребителей и монополизированных производителей. Одним из способов уравнивания этих взаимонаправленных интересов (установление эквивалентного обмена) является государственное регулирование цен. Следовательно, цена и эквивалентность - не совпадающие полностью, а пересекающиеся понятия.
Цена - средство определения объема встречного предоставления. Такая интерпретация цены в сжатом виде, безусловно, нуждается в пояснении. «Предоставление» присутствует в любом гражданско-правовом договоре, тогда как «встречное предоставление» - только в возмездных. Прилагательное «встречный» трактуется как, во-первых, направляющийся или направляемый навстречу кому-чему-нибудь, во-вторых, представляющий собой ответное действие на что-либо1. Как видно, категория «встречное предоставление» является более сложной (чем «предоставление») и указывает на наличие не менее двух взаимосвязанных предоставлений. Другими словами, встречное предоставление - это взаимное правомерное действие лица, обусловленное предшествующим или будущим соответствующим действием контрагента в конкретных обязательственных отношениях, выражающееся в передаче товаров, уплате денег, выполнении работ и т. п.
С учетом сказанного сформулируем развернутое (доктриналь-ное) определение цены. Цена - это объективное экономическое явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем встречного предоставления) и их (блага) характеризующее. Цена выражается в уплате контрагенту известного количества валюты либо в ином встречном предоставлении за переданный товар (выполненную работу, оказанную услугу) посредством согласования сторонами ее (цены) в договоре, исходя из нормативных требований действующего законодательства.
Структура цены - это совокупность ее элементов. В экономической литературе разные авторы неоднозначно определяют элементы цены. Распространена точка зрения, согласно которой элементами цены являются базисная (исходная) цена, наценки (надбавки) и скидки.
Базисная составляющая (или базисная, исходная цена) представляет собой цену товара стандартного (среднего) качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества.
Наценка (надбавка) - это цена, добавленная к цене предшествующего производителя, в которой учитывается прибыль, а также сумма, возмещающая расходы, связанные с производством, реализацией и обслуживанием продукции (товаров). Наценки (надбавки) используются, например, при формировании цен лицами, осуществляющими посредническую деятельность, и организациями розничной торговли. В некоторых случаях первоначальный производитель (при формировании свободных цен) использует
систему наценок (надбавок) в виде дополнительной платы за изготовление товаров с особыми свойствами посредством сложения суммы надбавки (наценки) и базовой составляющей цены.
Скидка - сумма, на которую уменьшен размер (уровень) базисной цены. При свободном ценообразовании широко используют скидки за платеж наличными, за количество закупаемого товара, функциональные скидки, сезонные скидки, скидки-зачеты и др. Нормативное же закрепление скидок обычно связано со льготами для отдельных потребителей.
На наш взгляд, все элементы цены нужно подразделять на две большие группы: затратную и прибыльную. Вот что по этому поводу пишет А. В. Бусыгин: «Предприниматель сам формирует цену товара путем сложения издержек производства, фактически понесенных им, и минимально допустимой (с его точки зрения) прибыли...» Однако в данном случае можно говорить лишь о минимально допустимой цене.
Первая (затратная) включает в себя все издержки продавца, которые он понес в результате производства (приобретения) продукции. Сюда относятся, например, и стоимость материалов, и амортизация оборудования, и налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. Затратная часть цены регулируется гл. 25 НК. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как правило, цена содержит в своем составе и прибыль от реализации товара (оказания услуги). Но возможны ситуации, когда из-за резкого падения спроса размер свободной цены будет равен себестоимости либо и того ниже, что исключает присутствие в ней (цене) прибыли как таковой, а в последнем случае вообще свидетельствует о наличии убытков.
Виды цен. Цены могут быть классифицированы по разным критериям. Рассмотрим те виды цен, которые заметно влияют на характер общественных отношений и режим правового регулирования. Прежде всего отметим, что в зависимости от государственного воздействия цены подразделяются на три вида: свободные (рыночные), регулируемые и устанавливаемые (фиксированные) государством (ст. 424 ГК).
Свободные цены складываются посредством соглашения лиц, вступающих в договорные отношения. Эти цены определяются исключительно волей контрагентов, основанной на конъюнктуре рынка (и не только). Например, в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевая торговля производится в порядке гласных публичных торгов при гарантированном свободном ценообразовании1. Отсюда следует, что иной порядок ценообразования при заключении сделок на товарной бирже не используется.
Другой пример: в соответствии с п. 4 ст. 40 Н К рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В рассматриваемом случае речь идет о так называемом трансфертном ценообразовании и ценах.
Начнем с того, что в действующем законодательстве понятия «трансфертное ценообразование», «трансфертные цены» не употребляются. Однако в литературе существует целая палитра взглядов на то, что есть трансфертное ценообразование в контексте положений ст. 20 и 40 НК (хотя Кодекс не использует термин «трансфертное ценообразование»).
В первом (широком) значении под трансфертным ценообразованием понимается деятельность по установлению и применению любых «необычайных», «подозрительных» цен, подлежащих налоговому контролю, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Данный подход реализован законодателем в ст. 40 НК. Трансфертные цены в узком (специальном) значении - это цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. Здесь трансфертные цены являются объективным результатом усложнения системы хозяйственных связей, а не продуктом налогового планирования. С учетом того, что группы компаний могут использовать такие цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие применяемых цен рыночному уровню. Такой подход лежит в основе руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию 1995 г.