В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Законодательство о приватизации

Законодательство о приватизации является комплексным (ча­стно-публичным), хотя во многом носит ярко выраженный адми­нистративно-правовой характер.

Практически значимым является вопрос о соотношении граж­данского законодательства и законодательства о приватизации. Общее правило о таком соотношении сформулировано в ст. 3 ГК, в которой говорится о том, что нормы гражданского права, со­держащиеся в других законах, иных правовых актах, должны со­ответствовать Кодексу. Вместе с тем особенности гражданско-пра­вового регулирования тех или иных вопросов устанавливаются за­конодательством о приватизации, если в Гражданском кодексе имеется на этот счет соответствующая ссылка. Например, в п. 3 ст. 96 ГК прямо указывается на то, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации. Аналогичное правило содержится в п. 5 ст. 1 Закона об акцио­нерных обществах. Более того, в данном Законе предусмотрено, что указанные особенности действуют с момента принятия реше­ния о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в этом акционерном обществе, но не позднее окончания установ­ленного планом приватизации данного предприятия срока прива­тизации. Одним словом, названный Закон отвечает на принципи­ально важный вопрос: когда действие законодательства о прива­тизации прекращается?
В связи с этим надо согласиться с С. А. Хохловой в том, что существование в России двух систем собственности (одна система собственности создана на основе приватизированного законода­тельства, другая - на основе общего гражданского законодатель­ства) - ненормальное явление. Эту большую проблему нужно ре­шать путем издания специальных актов, определяющих пределы действия законодательства о приватизации1.

Другой пример. Положения Гражданского кодекса, регулирую­щие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в процессе приватизации, если иное не предусмот­рено законами о приватизации (ст. 217 ГК). Так, при совершении сделок в ходе приватизации государственного и муниципального имущества нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям Кодекса.
Законодательство о приватизации представляет собой раздел хозяйственного законодательства, в состав которого входят акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образова­ний (ст. 4 Закона о приватизации) В этой области действует мно­гоуровневое правовое регулирование. Основные нормативные ак­ты - это акты федерального уровня, т. е. законодательство о при­ватизации состоит из Закона о приватизации и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации. Причем нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Закону о приватизации.
Вопросы приватизации - сфера совместной компетенции Федера­ции и ее субъектов. Закон о приватизации (ст. 4) не включает в со­став законодательства о приватизации правовые акты муниципальных образований. Приватизация муниципального имущества осуществля­ется органами местного самоуправления самостоятельно в соответст­вии с законодательством о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона).
Законодательство о приватизации формируется и по другим критериям (по отраслям экономики, группам предприятий, регио­нам, конкретным объектам). Например, региональные особенно­сти приватизации государственного имущества в Москве и Мос­ковской области получили закрепление в указах и распоряжениях Президента РФ.

Приватизация в России осуществлялась и осуществляется до сих по следующей схеме: сначала предприятия приватизируются, а затем ввиду отсутствия инвесторов и соответственно инвести­ций попадают в список неплатежеспособных. На стадии привати­зации санация и реструктурирование промышленных предпри­ятий, как правило, не применяются. Средства, полученные от приватизации объектов, поступают в бюджет и не направляются конкретно на развитие приватизированных предприятий.

На наш взгляд, вопросы санации и реструктурирования пред­приятий (включая и те, которые уже приватизированы) должны получить закрепление в специальном законе. Санация - это не только судебная процедура, применяемая к несостоятельному должнику в соответствии с Законом о несостоятельности. Она представляет собой и государственную финансовую поддержку предприятий, которые нуждаются в санации.

В рассматриваемой сфере необходимо принятие законов об управлении государственной собственностью (включая государст­венные пакеты акций приватизированных предприятий) и о на­ционализации. Не надо бояться слова «национализация». Всем участникам экономического оборота важно знать общие правила поведения, в том числе по вопросам национализации.

Деприватизация возможна не только путем национализации. Она (деприватизация) может быть реализована посредством про­дажи объекта государству или муниципальному образованию, без­возмездной передачи имущества в государственную либо муници­пальную собственность.
И, наконец, в сфере приватизации и управления государст­венной собственностью надо провести систематизацию действую­щего законодательства. Нормативный массив, состоящий из боль­шого количества правовых актов различной юридической силы, содержит зачастую противоречивые нормы, а также многочислен­ные отсылки к подзаконным актам.
В существенной доработке нуждается и Закон о приватизации.