Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
Гражданское законодательство не содержит понятия реорганизации, перечисляя лишь отдельные ее виды - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК). В науке реорганизация традиционно рассматривается в качестве одного из способов прекращения юридического лица, наряду с ликвидацией. Однако не все способы реорганизации сопровождаются прекращением реорганизуемого юридического лица - сказанное касается таких способов, как выделение и присоединение (в последнем случае ст. 57 рассматривает в качестве реорганизуемого юридического лица присоединяющее, а не присоединяемое юридическое лицо). В этой ситуации реорганизацию следует рассматривать не только как способ прекращения юридического лица, но и как изменение в отдельных случаях его правового статуса, осуществляемое в предусмотренных законом формах и сопровождающееся правопреемством, т. е. переходом прав и обязанностей от одного субъекта другому.
Надо различать добровольную и принудительную реорганизацию. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей юридического лица или органа, уполномоченного учредительными документами. В качестве такого органа в хозяйственных обществах, производственных кооперативах выступает общее собрание участников; в унитарных предприятиях решение о реорганизации принимает учредитель.
Принудительная реорганизация законодательством предусматри-вается в отношении организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и возможна только для двух форм - разделения и выделения. Отличительной чертой процедуры реорганизации является возникновение правопреемства1. Гражданский кодекс содержит важные положения, позволяющие как установить правопреемника, так и исключить ту ситуацию, когда в отношении отдельных прав и обязанностей правопреемник не сможет быть установлен. В силу ст. 58 и 59 ГК при проведении реорганизации составляется передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение), которые должны содержать данные о правопреемниках по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Однако отсутствие в конкретном случае данных о правопреемнике по соответствующему обязательству еще не означает, что правопреемника нет. Пунктом 3 ст. 60 ГК предусмотрено, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Видимо, по оплошности законодателя из текста этой статьи выпало указание на передаточный акт; полагаем, что в силу аналогии закона (ст. 6 ГК) данную норму можно распространить и на случаи отсутствия в передаточном акте сведений о правопреемстве по отдельным обязательствам.
Наряду с указанной нормой, направленной на защиту интересов кредиторов, Гражданский кодекс содержит положение об обязательном письменном извещении кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Нацеленность приведенной нормы на защиту интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица очевидна - ведь после реорганизации имущественное положение должника может существенно измениться, и не в лучшую для кредиторов сторону; у него вероятно появление новых кредиторов, в то время как имущественный актив может уменьшиться. В связи с этим законодатель обоснованно предоставляет кредиторам право прервать отношения с должником и потребовать возмещения убытков, возникших в результате прекращения (досрочного исполнения) обязательства. В то же время возможность реализации данного права кредитором при реорганизации в форме присоединения проблематична. Дело в том, что Гражданский кодекс (п. 4 ст. 57), как отмечалось выше, рассматривает в качестве реорганизуемого присоединяющее юридическое лицо, а не присоединяемое. Поэтому, следуя буквальному смыслу закона, рассматриваемое право принадлежит лишь кредиторам присоединяющей организации. Вместе с тем значение данной гарантии ничуть не в меньшей степени проявляется и для кредиторов присоединяемого юридического лица, которое прекращает свое существование. С учетом этого в ст. 57 ГК целесообразно внести изменения, которые позволили бы рассматривать в качестве реорганизуемого также и присоединяемое юридическое лицо.
При проведении процедуры реорганизации необходимо учитывать положения не только Гражданского кодекса, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, но и нормы законов об отдельных видах юридических лиц, устанавливающих дополнительные правила и условия, - ст. 51-56 Закона об ООО, ст. 15-20 Закон об АО, ст. 29-34 Закона об унитарных предприятиях. В отношении акционерных обществ применяются также нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области регулирования рынка ценных бумаг1.
Последовательность действий при проведении процедуры реорганизации субъекта предпринимательства выглядит следующим образом (рассмотрим ее на примере акционерных обществ, в которых процедура реорганизации представляется наиболее сложной).
Слияние. При проведении реорганизации в данной форме из нескольких юридических лиц образуется одно юридическое лицо, а реорганизуемые юридические лица прекращают при этом свое существование.
Прежде всего общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 2 ст. 16 Закона об АО). В силу п. 8.4.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при слиянии должен определять число акций каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну акцию образуемого в результате слияния юридического лица (коэффициент конвертации). На данном этапе важнейшая роль отводится единоличному исполнительному органу общества, который, проведя предварительные переговоры, подписывает договор о слиянии. В случае разногласий между акционерами и единоличным исполнительным органом в части определения необходимости реорганизации или условий ее проведения акционерам придется в первую очередь решать вопрос о замене руководителя общества, поскольку механизма проведения процедуры реорганизации в обход участия в этом процессе единоличного исполнительного органа законодательство не содержит.
Далее необходимо организовать заседания советов директоров сливающихся обществ, которые затем выносят на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта. Таким образом, для вынесения этих вопросов на решение общего собрания акционеров необходима единая позиция руководителя общества и совета директоров.
Следующим шагом после проведения общего собрания акционеров каждого из участвующих в слиянии обществ является созыв и проведение совместного общего собрания акционеров этих обществ, на котором производится образование органов вновь возникающего общества. Оформленные документы затем представляются на государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица.
При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу по передаточному акту.
Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.