В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Управление народным предприятием

Федеральный закон «Об особенностях правового поло­жения акционерных обществ работников (народных предприятий)» определяет состав, порядок образования, компетенцию высших звеньев управления народным пред­приятием, а также принципы голосования на общем собра­нии акционеров при принятии решений.

Органы управления. Органами управления народным предприятием являются: общее собрание акционеров, на­блюдательный совет, генеральный директор, ревизионная (контрольная) комиссия.

Общее собрание акционеров:

  • избирает генерального директора народного предпри­ятия, который по должности входит председателем в на­блюдательный совет;
  • избирает председателя контрольной комиссии, ут­верждает положение о контрольной комиссии, а также ус­танавливает размер вознаграждения и компенсаций чле­нам контрольной комиссии и утверждает смету на осуще­ствление ее деятельности;
  • определяет количественный состав наблюдательного совета, избирает его членов и устанавливает размер возна­граждений и компенсаций им.

Закон не предусматривает избрание членов контроль­ной комиссии общим собранием акционеров. Это означает, что порядок формирования контрольной комиссии опреде­ляется положением о контрольной комиссии или уставом народного предприятия.
Федеральным законом определена исключительная ком­петенция общего собрания акционеров и наблюдательного совета. Вопросы исключительной компетенции общего со­брания не могут быть переданы для решения другим орга­нам управления. Полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы его решением на­блюдательному совету или контрольной комиссии, а пол­номочия наблюдательного совета (по вопросам, не относя­щимся к его исключительной компетенции) — генерально­му директору народного предприятия и контрольной ко­миссии на определенный срок, но не более чем на один год.

В народном предприятии по сравнению с открытым и закрытым акционерными обществами значительно усили­вается роль общего собрания акционеров и контрольной комиссии в управлении. Исключительная компетенция и иные полномочия общего собрания акционеров, установ­ленные Федеральным законом, а также принципы голосо­вания при принятии решений по этим вопросам представ­лены в табл. 4.4.
Как видно из таблицы, основным принципом голосова­ния при принятии решений общим собранием акционеров народного предприятия по абсолютному большинству во­просов, относящихся к исключительной компетенции со­брания, является принцип «один акционер — один голос». По другим вопросам, включенным в повестку дня, общее собрание само определяет принцип голосования. К числу вопросов, решения по которым принимаются голосованием по принципу «одна акция — один голос», относятся пре­имущественно вопросы финансового характера.

Следует обратить внимание на то, что общее собрание акционеров народного предприятия принимает решения по одной из важнейших стратегических задач — утверждает приоритетные направления деятельности предприятия. Та­кие решения имеют важные долговременные последствия, так как их реализация связана с крупными капиталовло­жениями и с осуществлением определенной дивидендной политики.
В народном предприятии усиливается единоначалие в оперативном и текущем управлении. Высший исполни­тельный орган представлен одним лицом — генеральным директором — он же председатель наблюдательного совета (если уставом народного предприятия не предусмотре­но иное
та (если уставом народного предприятия не предусмотре­но иное). Генеральный директор избирается общим собра­нием акционеров, при этом существенную роль играет его авторитет в трудовом коллективе.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, от­несенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных Федеральным законом и уста­вом народного предприятия к компетенции генерального директора.
Важнейшими вопросами исключительной компетенции наблюдательного совета, помимо подготовки, созыва и про­ведения общего собрания акционеров, являются:

  • определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка его выплаты;
  • использование резервного и иных фондов народного предприятия;
  • утверждение внутренних документов народного пред­приятия, предусмотренных уставом народного предприятия;
  • создание филиалов и открытие представительств на­родного предприятия.

Контрольная комиссия осуществляет контроль:

  • за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • за соблюдением прав акционеров;
  • за выполнением правил внутреннего трудового распо­рядка.

Законом предусмотрено усиление представительств ра­ботников предприятия в органах управления:

  • в наблюдательный совет вводится один член совета от работников, не являющихся акционерами (при числен­ности работников НП более одной тысячи и при наличии в их составе более 2% работников-неакционеров);
  • председатель и члены контрольной комиссии избира­ются из числа работников-акционеров. Контрольная ко­миссия играет существенную роль в оперативном и теку­щем управлении народным предприятием:

— ее решения являются обязательными для исполне­ния органами управления предприятия и могут быть пере­смотрены только общим собранием акционеров или обжа­лованы в суде;
— она вправе знакомиться с документами, касающими­ся всех сторон деятельности народного предприятия, а также получать необходимые пояснения в устной и письмен­ной форме;
— с ней согласовывается персональный состав аудито­ров, осуществляющих проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— с ней в обязательном порядке согласовывается реше­ние наблюдательного совета о совершении крупной сдел­ки, предметом которой является имущество, стоимость ко­торого составляет от 15 до 30 процентов балансовой стои­мости имущества народного предприятия. Если такое ре­шение не согласовано с контрольной комиссией, то дан­ный вопрос может быть решен только общим собранием.

Особенности разработки устава народного пред­приятия. Устав определяет общие основы организации и де­ятельности народного предприятия. Он является основопола­гающим документом системы управления предприятием.
Федеральный закон «Об акционерных обществах», как и Федеральный закон «Об особенностях правового положе­ния акционерных обществ работников (народных предпри­ятий)», определяет организацию управления только в выс­ших звеньях системы управления общества и не устанав­ливает каких-либо норм построения и функционирования системы управления в целом, за исключением указания на компетенцию наблюдательного совета утверждать внутрен­ние документы народного предприятия, предусмотренные его уставом. Установленные этими законами правовые нор­мы в уставе народного предприятия также не дают указа­ний о построении системы управления.

Вместе с тем управление предприятием может быть эф­фективным только в случае, если система управления вы­соко организованная и документированная. Эти докумен­ты должны устанавливать цели деятельности предприя­тия, определять механизмы воздействия и конкретные функции управления, необходимые для достижения этих целей, обеспечивать полноценное использование этих ме­ханизмов и качественное выполнение функций и задач уп­равления руководителями и специалистами. В них должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как сделать, кто и в какие сроки должен организовать управ­ленческие воздействия на те или иные факторы управле­ния, а также установлено: кто и за что (за достижение ка­ких показателей) несет коллективную и персональную от­ветственность и каким образом стимулируется за инициативу и положительные результаты деятельности. Все это говорит о том, что состав внутренних документов не мо­жет быть произвольным и их содержание должно быть вза­имосвязано. Поэтому устав предприятия следует разраба­тывать на основании оргпроекта его системы управления. При этом должны быть использованы как нормы, установ­ленные законодательством, так и положительный опыт ор­ганизации управления на предприятиях.

Важным этапом разработки устава НП являются отбор законодательных норм, подлежащих включению в устав, и разработка корпоративных норм устава на основе норм федеральных законов, предусматривающих предписание или дозволение включить в устав корпоративную норму или согласие на приоритет корпоративной нормы. При раз­работке таких норм необходимо выявить факторы (усло­вия), определяющие норму, разработать 2-3 варианта нор­мы и выбрать предпочтительный вариант.