В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Коллективные формы предпринимательства - Правовое понятие и признаки унитарного предприятия



2. Правовое понятие и признаки унитарного предприятия. Уни­тарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собст­венником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 1 1 3 ГК РФ). Аналогичное оп­ределение понятия унитарного предприятия сформулировано в п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях.
Во-первых, унитарное предприятие - это коммерческая орга­низация, а потому на него распространяются общие положения Гражданского кодекса РФ о коммерческих организациях с учетом особенностей унитарных предприятий. Так, правоспособность унитарных предприятий, в отличие от иных коммерческих орга­низаций, ограничена указанием на то, что они могут осуществ­лять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 1 1 3 ГК). Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет его деятельности, (п. 5 ст. 7). Сделки, противоречащие целям и предмету деятельности унитарных предприятий, опреде­ленным законом или иными правовыми актами, должны призна­ваться ничтожными на основании 168 ГК.
Во-вторых, входящая в наименование данной организацион­но-правовой формы коммерческой организации характеристика «унитарное» подчеркивает неделимость имущества предприятия-субъекта по вкладам (долям, паям) не только между его ра­ботниками, но и между несколькими собственниками. При учре­ждении унитарного предприятия собственником могут выступать Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образова­ния. Не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публич­ных образований (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)1. Кроме того, как термин «унитарное» отражает и такие особенно­сти предприятия:
1) простейшую организационную структуру предприятия, ко­торое не может быть создано в форме сложного образования по примеру ранее известных производственных и научно-производст­венных объединений с входящими в их состав производственны­ми и структурными единицами;
2) прямую (непосредственную) форму управления предприяти­ем, когда между ним и собственником не могут быть созданы про­межуточные центры принятия управленческих решений, что ранее имело место в рамках промышленных объединений. Об этом, в частности, свидетельствует отказ законодателя от конструкции «дочернего предприятия», создаваемого унитарным предприятием.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприяти­ях это предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Такой запрет соответ­ствует общей направленности Закона на усиление фактора уча­стия собственника в деятельности унитарных предприятий. Рань­ше унитарное предприятие по отношению к созданному им до­чернему предприятию, по существу, выполняло функции учредителя и собственника. Данное обстоятельство на практике позволяло руководителям унитарных предприятий путем создания дочерних выводить часть закрепленного за ними на праве хозяй­ственного ведения имущества из под контроля реального собст­венника - публично-правового образования.
Виды унитарных предприятий. В рамках единой организацион­но-правовой формы Гражданский кодекс РФ и Закон об унитар­ных предприятия выделяют две основные группы предприятий:
а) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
б) предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Первые могут создаваться в виде федерального государственного предприятия, государственного предприятия субъекта Федерации (далее - государственное предприятие), а также муниципального предприятия; вторые - в виде федерального казенного предпри­ятие, казенного предприятия субъектов Федерации, а также му­ниципального казенного предприятия.
Очевидна схожесть, а в отдельных случаях и тождественность целей создания предприятий, основанных на праве хозяйственно­го ведения, и казенных предприятий, что оставляет широкие воз­можности для усмотрения собственника в выборе конкретной формы публичного предпринимательства1. Явное отличие обнару­живается только в том, что казенные предприятия могут созда­ваться также для осуществления следующих «бесприбыльных» ви­дов деятельности: производства товаров (работ, услуг), реализуе­мых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств. Последнее об­стоятельство, по справедливому замечанию С. Артеменкова и В. Г. Степанова, усиливает позицию тех исследователей, кото­рые отстаивают идеи о некоммерческой сущности казенных пред­приятий2. Дополнительной аргументацией для Д. А. Медведева, наделившего данную форму юридического лица характеристикой «предпринимательское учреждение», правоспособность которого «занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций»3, послужило то, что хозяйственная деятельность казенных предприятий может финансироваться из бюджетных источников. Л. В. Щенникова также замечает, что Закон об унитарных предприятиях указывает место унитарных предприятий «с новым лицом» в системе юри­дических лиц, выстроенной Гражданским кодексом РФ4, предпо­лагая, очевидно, не вполне корректным безусловное их отнесение к коммерческим организациям либо указывая на непоследова­тельность критериев классификации юридических лиц в рамках их основной классификации.

Как уже отмечалось, основная цель предпринимательства за­ключается не только в получении прибыли. С современных пози­ций для предпринимательства важно иметь собственный бизнес (свое дело). Применительно к унитарным предприятиям появля­ется вторая основная цель - обеспечение публичных интересов. Поэтому в фигуре унитарного предприятия гармонично перепле­таются, с одной стороны, коммерческая направленность, с дру­гой - интересы публично-правовых образований.