В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Коллективные формы предпринимательства - Управление унитарным предприятием


5. Управление унитарным предприятием. Система управления унитарным предприятием отличается от механизма управления другими коммерческими организациями. В унитарном предприятии в обязательном порядке формируется только один единоличный орган управления - директор, генеральный директор. Он назнача­ется собственником имущества унитарного предприятия и подотче-тен собственнику. Основная функция руководителя унитарного предприятия заключается в организации выполнения решений, исходящих от собственника имущества предприятия. Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.
Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает струк­туру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работ­ников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые дого­воры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установ­ленном законодательством.
Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, орга­нах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности, заниматься предпринимательской деятель­ностью, быть единоличным исполнительным органом или чле­ном коллегиального исполнительного органа коммерческой ор­ганизации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастов­ках. В Законе об унитарных предприятиях (ст. 22, 23) установ­лены последствия совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок.
Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в ин­тересах предприятия добросовестно и разумно. Он несет в уста­новленном законом порядке ответственность за убытки, причи­ненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия. Собствен­ник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руково­дителю (ст. 25 Закона об унитарных предприятиях).
Деятельностью по управлению унитарным предприятием и за­крепленным за ним имуществом следует признать и осуществле­ние собственником предоставленных ему Законом об унитарных предприятиях полномочий. Такая деятельность также носит осо­бый характер и специфична только для унитарных предприятий. В системе управления унитарным предприятием (наряду с едино­личным органом управления) управленческими функциями обла­дает собственник. Статья 20 Закона предусматривает широкий пе­речень прав собственника имущества унитарного предприятия.
По мнению С. А. Степанова, компетенция собственника иму­щества унитарного предприятия «вытекает не из публично-властной сути государства или государственноподобного образования, а из гражданско-правовой конструкции хозяйственного ведения или оперативного управления, а также из гражданского и трудо­вого законодательства и устава»'. Однако данная точка зрения не является единственной по сложному вопросу разграничения прав государства как собственника и его властных полномочий. Так, В. К. Андреев считает, что законодатель не проводит четкой грани между этими понятиями. В то же время в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, отмечает названный ученый, включают­ся полномочия властного характера2. Поэтому право управления унитарным предприятием как имущественным комплексом со стороны государства-собственника заключается не в его эксплуа­тации, а в установлении порядка использования и целей эксплуа­тации предприятия.
Именно такой подход характерен для представителей науки административного и предпринимательского права. И не только. В цивилистической науке также можно встретить мнение о том, что право государственной собственности в объективном смысле (правовой институт) имеет государственно-правовую природу3. Соответственно, по мнению представителей этой теории, государ­ство в отношении объектов государственной собственности обла­дает управленческими функциями.
Мы считаем недопустимым трактовку участия собственника имущества унитарного предприятия в управлении последним как реализацию исключительно гражданско-правовых «собственниче­ских» правомочий и характеризовать такую деятельность как имеющую гражданско-правовую природу. В данном случае пуб­личный собственник выступает не в качестве члена (участника) предприятия, а именно в качестве собственника.
При публичном типе собственности собственник осуществляет свои правомочия через органы государственной власти с приме­нением определенных административно-правовых средств. При­чем деятельность органов государственной власти по реализации правомочий собственника осуществляется ими в рамках государ­ственного управления, под которым понимается целенаправленная, организующая, подзаконная, исполнительно-распорядитель­ная и регулирующая деятельность'.
Итак, институт государственной собственности есть правовое образование, сочетающее нормы публичного и частного права. При­чем управление государственной собственностью (в нашем слу­чае - унитарными предприятиями) производно от прав собствен­ника - Российской Федерации, ее субъектов. Сказанное в равной степени относится и к управлению объектами муниципальной собственности.
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального госу­дарственного унитарного предприятия»2 распределяет полномочия Российской Федерации как собственника имущества федерально­го унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, между органами исполнительной вла­сти. Так, на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом возложено осуществление следующих правомочий в отношении федеральных государственных унитарных предприятий:
утверждение аудитора и определение размера оплаты его ус­луг;
согласование с учетом предложений федерального органа ис­полнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок, связанных с недвижимым имуществом;
формирование уставного фонда предприятий;
утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия;
заключение, изменение и прекращение в установленном по­рядке трудового договора с руководителем предприятия.
Осуществление других правомочий Российской Федерации возложено на отраслевые федеральные органы исполнительной вла­сти. Решения о согласовании сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, принадлежащими предприятию акция­ми, об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарище­ства принимаются федеральными органами исполнительной вла­сти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

В отношении казенного предприятия собственник имущества наделен рядом особых полномочий, вытекающих из природы пра­ва оперативного управления:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные для испол­нения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Управление унитарным предприятием как имущественным комплексом представляет собой относительно обособленную в рамках административного права совокупность правовых норм, которые дифференцированы и объединены в следующие субин­ституты:
а) основы управления государственной и муниципальной собственностью;
б) планирование управления государственной и муниципальной собственностью;
в) процедуры непосредственной реализации правомочий собственника государственного и муниципального имущества;
г) учет и контроль за использованием государственного и муниципального имущества.
Так, деятельность государственных унитарных предприятий планируется Минэкономразвития России при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), осуществляют с привлечением заинтересованных министерств и ведомств утвер­ждение по согласованию с Минэкономразвития России показате­лей экономической эффективности деятельности федеральных го­сударственных унитарных предприятий, определение размера (до­ли) их прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 26 Закона об унитарных предприятиях контроль за деятельностью унитарного предприятия возложен на орган, осуществляющий полномочия собственника, и на другие уполномоченные органы. Унитарное предприятие ежеквартально представляет уполномоченным органам государственной .власти, органам местного самоуправления статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана и о выпуске продукции (работ, услуг).