В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Коллективные формы предпринимательства - Правовой статус акционера в акционерном обществе



1. Правовой статус акционера в акционерном обществе. Содер­жание правового статуса акционера включает правосубъектность участника акционерного общества, состоящую из правоспособно­сти и дееспособности акционера, а также права и обязанности участника акционерного общества1. Фигура акционера возникает только в акционерном обществе, что обусловлено особенностями

правового режима акций как разновидности ценных бумаг. С точ­ки зрения действующего законодательства акционером может быть любое физическое и юридическое лицо, а также публичное образование (Российская Федерация, ее субъекты и муниципаль­ные образования). Государственные органы и органы местного са­моуправления не вправе выступать в качестве акционера в акцио­нерном обществе, поскольку они (органы) представляют соответ­ственно интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (ст. 125 ГК). На наш взгляд, ука­занные органы, даже будучи юридическими лицами, не могут быть участниками акционерного общества.
Такой вывод не совсем согласован с правилом п. 4 ст. 66 ГК, в силу которого государственные органы, органы местного само­управления не вправе выступать участниками хозяйственных об­ществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не ус­тановлено законом. Как видно, Кодекс содержит общий запрет на такое участие; в то же время разрешает это на уровне феде­рального закона. В Законе об АО нет разрешения на участие ор­ганов публичных образований в качестве акционеров.
Названный Закон (п. 1 ст. 10) запрещает соответствующим орга-нам выступать учредителями акционерного общества, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» представительные органы муниципальных обра­зований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйствен­ных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью1. Другой пример: в силу ст. 12 Фе­дерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г. № 4-ФКЗ) Правительство РФ вправе учре­ждать организации2 (в том числе акционерные общества).
Таким образом, органы публичных образований не должны, на наш взгляд, принимать участие в акционерных обществах как учредители и акционеры. Таким правом обладают сами публич­ные образования, а соответствующие органы представляют их ин­тересы вовне образования.
В литературе верно отмечается, что оптимальной организаци­онно-правовой формой коммерческой организации с участием публичных образований является открытое акционерное общество.