Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Коллективные формы предпринимательства - Правовой статус акционера в акционерном обществе
1. Правовой статус акционера в акционерном обществе. Содержание правового статуса акционера включает правосубъектность участника акционерного общества, состоящую из правоспособности и дееспособности акционера, а также права и обязанности участника акционерного общества1. Фигура акционера возникает только в акционерном обществе, что обусловлено особенностями
правового режима акций как разновидности ценных бумаг. С точки зрения действующего законодательства акционером может быть любое физическое и юридическое лицо, а также публичное образование (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать в качестве акционера в акционерном обществе, поскольку они (органы) представляют соответственно интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (ст. 125 ГК). На наш взгляд, указанные органы, даже будучи юридическими лицами, не могут быть участниками акционерного общества.
Такой вывод не совсем согласован с правилом п. 4 ст. 66 ГК, в силу которого государственные органы, органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Как видно, Кодекс содержит общий запрет на такое участие; в то же время разрешает это на уровне федерального закона. В Законе об АО нет разрешения на участие органов публичных образований в качестве акционеров.
Названный Закон (п. 1 ст. 10) запрещает соответствующим орга-нам выступать учредителями акционерного общества, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью1. Другой пример: в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г. № 4-ФКЗ) Правительство РФ вправе учреждать организации2 (в том числе акционерные общества).
Таким образом, органы публичных образований не должны, на наш взгляд, принимать участие в акционерных обществах как учредители и акционеры. Таким правом обладают сами публичные образования, а соответствующие органы представляют их интересы вовне образования.
В литературе верно отмечается, что оптимальной организационно-правовой формой коммерческой организации с участием публичных образований является открытое акционерное общество.