Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Коллективные формы предпринимательства - Управление обществом (ст. 91 ГК, гл. 4 Закона об ООО)
8. Управление обществом (ст. 91 ГК, гл. 4 Закона об ООО). Управление в обществе с ограниченной ответственностью представляет собой вид управленческой деятельности, в рамках которой соответствующие органы общества осуществляют управленческие функции. Статья 91 ГК очерчивает двухзвенную систему управления обществом: высший орган ООО - общее собрание его участников, исполнительный орган (коллективный и (или) единоличный). Закон об ООО (п. 2 ст. 32) гласит: «Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества», т. е. появляется возможность образования трехзвенной системы управления обществом.
Несколько неопределенно в системе органов управления обществом положение ревизионной комиссии (ревизор). Ее основное назначение - проверка и подтверждение годовой финансовой отчетности общества.
В литературе обычно ревизионная комиссия (ревизор) не рассматривается в качестве органа управления обществом1, хотя известно, что контроль, учет и анализ относятся к функциям управления.
На наш взгляд, надо различать понятия «органы юридического лица» и «органы управления обществом». В силу п. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Отличительная черта органа юридического лица - он действует от имени юридического лица без доверенности и представляет интересы юридического лица вовне. Органы - это часть юридического лица, а не законные представители юридического лица. Что касается органов управления обществом, то не все из них являются органами юридического лица. Например, коллективный орган управления (правление) не обладает свойствами органа юридического лица и его действия не образуют волю юридического лица вовне.
В большинстве случаев компетенция общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) также ограничена рамками рассмотрения внутренних вопросов деятельности общества.
Закон об 000 закрепляет разграничение компетенции общего собрания участников общества, совета директоров и единоличного исполнительного органа. Прежде всего отметим, что в силу п. 2 ст. 33 общее собрание участников общества обладает исключительной компетенцией при принятии решений по принципиальным вопросам деятельности общества. Перечень этих вопросов носит исчерпывающий характер (общество вправе решать иные вопросы, предусмотренные Законом об 000).
Следовательно, в уставе общества не могут содержаться другие вопросы исключительной компетенции общего собрания общества, если Закон об ООО не предоставляет такое право участникам общества. Помимо вопросов, отнесенных Законом об 000 к исключительной компетенции общего собрания участников общества, устав может содержать перечень иных вопросов компетенции общего собрания.
Далее, Закон об ООО (ст. 33) запрещает передавать вопросы исключительной компетенции общего собрания участников общества на решения совета директоров (наблюдательного совета), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, а также на решение исполнительных органов общества. Из содержания приведенного правила можно прийти к следующим выводам.
Компетенция совета директоров общества может включать вопросы, которые Законом об 00 0 не отнесены к категории исключительных для принятия решения общим собранием участников общества.
Совет директоров общества вправе принимать решения по вопросам, которые переданы ему общим собранием участников общества, в случаях, предусмотренных Законом об 000.
Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы исполнительным органам общества (никаких исключений нет).