В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Процедуры несостоятельности (банкротства) - Конкурсное производство

V. Конкурсное производство. Конкурсное производство в широ­ком и узком смысле. Конкурсное производство - процедура бан­кротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст. 2 Закона о несостоя­тельности.
В текстах правовых актов и юридической литературе словосо­четание «конкурсное производство» употребляется в двух значе­ниях.
В широком значении конкурсное производство отождествляется с процессом урегулирования обязательств несостоятельного долж­ника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы про­цедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин яв­ляется аналогом конкурсного (банкротного) процесса.
В узком значении конкурсным производством именуется толь­ко одна из процедур банкротства. Последний вариант определе­ния конкурсного производства реализован во всех трех «постсо­ветских» законодательных актах о несостоятельности: в Зако­не РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в Федеральном законе о несостоя­тельности 1998 г., а также в ныне действующем Федеральном за­коне о несостоятельности.
Причина различия в подходах к пониманию этого термина кроется, во-первых, в особом понимании термина «конкурс» в рамках института несостоятельности, а во-вторых, в тенденции к увеличению числа процедур, допустимых к введению в отноше­нии должников, свойственной как российскому, так и зарубежно­му праву. Исходя из того, что в теории конкурсного права и процесса конкурс традиционно означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику1, производство по делу о несостоятельности, на какой бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, т. е. сопровождающимся стечением кредиторов. Но поскольку про­цесс урегулирования долгов несостоятельного субъекта до появле­ния процессуального (процедурного) плюрализма, повлекшего включение в законодательные акты о несостоятельности положе­ний о процедурах реабилитационного (восстановительного) харак­тера, имел сугубо ликвидационную направленность, торговая и юридическая практика перестала допускать употребление термина «конкурсное производство» в значении ином, нежели связанном с ликвидацией имущества должника.
Мероприятия, применяемые к должнику в конкурсном произво­дстве. Поскольку, как отмечалось выше, конкурсное произ­водство - наиболее «старая», традиционная процедура банкротст­ва, набор мер, реализуемых в рамках этой процедуры, давно при­знан устоявшимся. Это составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств должника), погашение в определенной оче­редности требований кредиторов и ликвидация юридического ли­ца - банкрота. Остановимся на каждой из них более подробно.
Формированию конкурсной массы, под которой понимается имущество должника, предназначенное с момента объявления о несостоятельности к удовлетворению всех его кредиторов, зая­вивших свои претензии, служат следующие действия, на соверше­ние которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсно­го управляющего:
инвентаризация и оценка имеющихся активов (абз. 2, 3 п. 2 ст. 129 Закона о несостоятельности);
предъявление к третьим лицам требований о взыскании за­долженности перед должником (абз. 7 того же пункта);
заявление отказов от исполнения договоров должника (абз. 4 п. 3 этой же статьи);
поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящего­ся у третьих лиц (абз. 10 п. 2 ст. 129);
предъявление исков о признании недействительными сделок об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлече­нии к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность (абз. 6 п. 3, п. 4, 5 ст. 129);
уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами (п. 1, 2 ст. 132 Закона о несостоятельности);
передача объектов социальной и коммунальной инфраструкту­ры соответствующему муниципальному образованию (п. 5, 6 ст. 132) и ряд др.
Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетво­рению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований (ст. 16 Закона), но с двумя важными особенностями.
Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от конкурсного управляющего произвести специальную публикацию, адресованную кредиторам и содержащую известие о том, что их контрагент официально признан банкротом (ст. 128 Закона). При этом в данной публикации указывается на возможность предъяв­ления теми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних стадиях конкурсного процесса, своих денежных претензий к должнику. Срок предъявления претензий ограничен двумя меся­цами с даты публикации, после чего реестр закрывается (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона).
Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (п. 1 ст. 126 Закона). Иными словами, если на мо­мент объявления должника банкротом последний находится в со­стоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обяза­тельство еще не является просроченным (например, взят кредит в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколь­ко месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия кон­курсного производства), оно юридически признается наступившим.
Обе названные особенности конкурсного производства введе­ны законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интере­сы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.
Следующее мероприятие конкурсного производства - погаше­ние требований кредиторов. Таковое построено на двух основных началах: очередности и соразмерности.
Очередность удовлетворения требований кредиторов преду­смотрена ст. 134 Закона о несостоятельности. Так называемые те­кущие обязательства банкрота:
а) судебные расходы;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;
в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника бан­
кротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника бан­кротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы подлежат погашению вне очереди.
Порядок производства расчетов с очередными кредиторами таков:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граж­дан, перед которыми должник несет ответственность за причине­ние вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответст­вующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по тру­довому договору, и по выплате вознаграждений по авторским до­говорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредито­рами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным за­логом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Начало соразмерности расчетов сформулировано в п. 3 ст. 142 Закона о несостоятельности, согласно которому при недостаточ­ности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
И, наконец, завершающим мероприятием, подлежащим реали­зации в отношении банкрота - юридического лица, выступает его ликвидация. Как говорит Закон, основанием для внесения в еди­ный государственный реестр юридических лиц записи о ликвида­ции должника является определение суда о завершении конкурс­ного производства. При этом конкурсный управляющий обязан в течение пяти дней с даты его получения представить текст опре­деления в регистрирующий орган (соответствующий территориальный орган системы Федеральной налоговой службы РФ, на кото­рую возложены функции по регистрации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей), а последний - в тот же срок с даты получения должен учинить запись о ликвидации (ст. 149 Закона).
VI. Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и иско­вом процессах. Определение процедуры мирового соглашения, дан­ное в действующем Законе о несостоятельности, является, по сути, первым легальным определением этого понятия. Закон о несостоя­тельности 1998 г. в принципе не раскрывал, что необходимо пони­мать под рассматриваемой процедурой, а Закон о несостоятельно­сти 1992 г. хотя и давал соответствующее определение, но его со­держание принципиально не соответствует современному смыслу. Первый «постсоветский» законодательный акт о банкротстве пре­дусматривал крайне узкий спектр вариантов содержания догово­ренностей должника и кредиторов: только отсрочка (рассрочка) платежей или скидка с долга.
По действующему Закону мировое соглашение - это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о бан­кротстве путем достижения соглашения между должником и кре­диторами (ст. 2).
Поскольку мировое соглашение представляет собой конструк­цию, известную не только институту несостоятельности, но и процессуальному праву, причем как гражданскому (ст. 39, 173 ГПК), так и арбитражному (ст. 49, 139-142 АПК), необходимо выяснить, каким образом они соотносятся.
В литературе мировое соглашение, заключаемое в гражданском (арбитражном) процессе, если и не отождествляется - с мировым соглашением, заключаемым в конкурсном процессе, то, по край­ней мере по смыслу и определению совпадает с ним1. Между тем ряд авторитетных специалистов видят между этими институтами существенные различия. В частности, Г. Ф. Шершеневич, основы­ваясь на трудах германских юристов XIX в., проводил разграниче­ние мирового соглашения в конкурсном процессе и мирового со­глашения в гражданском процессе (общегражданской мировой сделки) следующим образом: «Под именем последней [общеграж­данской мировой сделки. - кол. авт.] понимается соглашение, по­средством которого две стороны устраняют существующее между ними спорное отношение путем взаимных уступок. Между тем в конкурсной мировой сделке нет спорности, требования креди­торов совершенно определены и признаны; нет также и взаимно­сти уступок, потому что уступка производится только в пользу должника, а не кредиторов, и с точки зрения гражданской миро­вой сделки подобная односторонняя уступка представляет лишь форму дарения».
Конституционный Суд РФ усмотрел еще одно принципиальное отличие банкротной мировой сделки от мирового соглашения, за­ключаемого в рамках гражданского (арбитражного) процесса, о чем будет сказано применительно к характеристике мирового соглаше­ния как гражданско-правовой конструкции.