В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Процедуры несостоятельности (банкротства) - II. Наблюдение

II. Наблюдение . Понятие наблюдения. «Нейтральность» процеду­ры Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к долж­нику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составле­ния реестра требований кредиторов и проведения первого собра­ния кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь ме­сяцев с даты поступления заявления, открывающего дело (п. 3 ст. 62, ст. 51 Закона).
Мировой опыт построения национальных систем регулирова­ния банкротства признает несколько вариантов (стандартов) от­крытия конкурсного процесса. Как указывается в Руководстве ЮНСИТРАЛ, «в законодательстве некоторых стран стандарт от­крытия производства устанавливает основу для открытия либо ре­организационного, либо ликвидационного производства. Если за­явление об открытии ликвидационного производства подается кредитором, законодательство о несостоятельности может разре­шать должнику подавать заявление о преобразовании ликвидационного производства в реорганизационное. В соответствии с за­конодательством других стран, где предпочтение отдается реорга­низации, должно возбуждаться реорганизационное производство, однако оно может быть преобразовано в ликвидационное, если будет доказано, что предприятие должника не может быть реорга­низовано. Согласно еще одному подходу предусматриваются еди­нообразные последствия подачи заявления и выбор между реорга­низацией и ликвидацией будет сделан лишь по истечении опре­деленного срока, в течение которого оценивается финансовое положение должника».
Российский Закон о несостоятельности предусматривает, что открытие судебного производства по делу о несостоятельности как юридического лица, так и гражданина влечет по общему правилу введение единой предусмотренной законом процедуры, а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник, ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявле­ния о банкротстве настаивать на открытии и дальнейшем течении конкурсного процесса в русле определенной избранной ими про­цедуры, что позволяет отнести наш закон к третьей модели пра­вового регулирования открытия дела о банкротстве. Данное об­стоятельство, как можно понять, с положительной стороны оце­нивается в литературе.
Таким образом, наблюдение, по сути, «открывает» дело о бан­кротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зре­ния уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринима­теля-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвида­ции бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного произ­водства.
Меры, применяемые к должнику в процедуре наблюдения. Очер­тим круг мер, применяемых к должнику в процедуре наблюдения.
Уже цитированное нами законодательное определение этой про­цедуры банкротства позволяет заключить, что это, во-первых, ме­ры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по ус­тановлению истинного финансового состояния должника, в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требова­ний и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кре­диторов.

Меры по сохранности имущества должника в период наблюде­ния включают:
установление возможности предъявления имущественных пре­тензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; при­остановление исполнения исполнительных документов по имуще­ственным взысканиям с должника, а также приостановление про­изводств в судах по искам о взыскании денег;
введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности);
установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона), принимать на­званные в законе решения (п. 3 ст. 64 Закона);
отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им банкротного законодательства (ст. 69 Закона) и др.
Меры по установлению истинного финансового состояния долж­ника представляют собой анализ корпоративных финансов должни­ка (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, струк­туры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, воз­можности снижения затрат на обслуживание полученных банковских кредитов и т. д.). Это входит в обязанности времен­ного управляющего (п. 1 ст. 67, ст. 70 Закона) и главным обра­зом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность.