Кредиты для малого бизнеса станут доступнее
В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....
Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов
В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...
Процедуры несостоятельности (банкротства) - Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения
Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения. Закон предписывает, что не позднее чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 72). Организует и проводит собрание временный управляющий, обязанный проделать до этого времени всю подготовительную работу: выявить известных и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведомить их о введении наблюдения, проанализировать корпоративные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подготовить и провести рассылку приглашений к участию.
От круга вопросов, выносимых на разрешение участников первого собрания, зависит дальнейшее движение дела о банкротстве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или, быть может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же выясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требования к управляющему, который будет назначен на последующей стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организацию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участники собрания принимают решение о формировании комитета кредиторов (ст. 73, 74 Закона).
Решение собрания представляется в суд, который обязан подчиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении финансового оздоровления или внешнего управления, и назначить соответствующую процедуру. То же правило действует и в отношении конкурсного производства (п. 1 ст. 75 Закона). Исключение предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют перед судом о введении внешнего управления или конкурсного производства, а учредители должника или собственник его имущества настаивают на введении финансового оздоровления. Если последние представляют банковскую гарантию, покрывающую риски кредиторов не получить должное, суд может проигнорировать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 Закона).
III. Финансовое оздоровление. В соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности финансовое оздоровление - это процедура бан-кротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, - два года (п. 6 ст. 80 Закона).
Появление рассматриваемой процедуры банкротства в Законе о банкротстве было одной из принципиальнейших новаций в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже о его «предшественнике» - законодательном акте, регулировавшем отношения в связи с несостоятельностью в период с 1992 по 1998 г., ничего подобного не содержал.
Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литературе отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.
По замыслу законодателя, предназначение финансового оздоровления может быть сведено к следующему. В отличие от внешнего управления - процедуры, наиболее близкой к рассматриваемой и также направленной на восстановление платежеспособности должника, финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (единолично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному плану, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредиторы) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота, которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные корпоративные финансы из кризисного состояния. При этом должник берет на себя и тот риск, который проистекает из его самостоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не удастся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в силу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредиторов (п. 1 ст. 79 Закона).
Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых качеств собственников должника, - они являются субъектами, наиболее сведующими в той отрасли экономики, в которой действует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. Если поменять команду менеджеров, а законодатель ориентирует участников дела на это, как бы «намекая», что смена главного должностного лица компании может стать полезным шагом (п. 2 ст. 77 Закона), получить дополнительные стимулы в виде угрозы потери предоставленного обеспечения и «нависающего» графика расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в определенных случаях будет более эффективна, нежели внешнее управление или мировая сделка.
В мировой сделке также можно проследить определенные сходства между этими процедурами. И в финансовом оздоровлении, и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платежных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями. Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоровления не прекращается.