В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Процедуры несостоятельности (банкротства) - Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения

Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения. Закон предписывает, что не позднее чем за десять дней до даты оконча­ния процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 72). Организует и проводит собрание временный управляющий, обязанный проделать до это­го времени всю подготовительную работу: выявить известных и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведо­мить их о введении наблюдения, проанализировать корпоратив­ные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подго­товить и провести рассылку приглашений к участию.
От круга вопросов, выносимых на разрешение участников первого собрания, зависит дальнейшее движение дела о банкрот­стве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или, быть может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же вы­ясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требова­ния к управляющему, который будет назначен на последующей стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организа­цию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участ­ники собрания принимают решение о формировании комитета кредиторов (ст. 73, 74 Закона).
Решение собрания представляется в суд, который обязан под­чиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении фи­нансового оздоровления или внешнего управления, и назначить соответствующую процедуру. То же правило действует и в отно­шении конкурсного производства (п. 1 ст. 75 Закона). Исключе­ние предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют перед судом о введении внешнего управления или конкурсного производства, а учредители должника или собственник его иму­щества настаивают на введении финансового оздоровления. Если последние представляют банковскую гарантию, покрывающую риски кредиторов не получить должное, суд может проигнориро­вать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоров­ления (п. 3 ст. 75 Закона).
III. Финансовое оздоровление. В соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности финансовое оздоровление - это процедура бан-кротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Макси­мальный срок, на который может быть введено финансовое оздо­ровление, - два года (п. 6 ст. 80 Закона).
Появление рассматриваемой процедуры банкротства в Законе о банкротстве было одной из принципиальнейших новаций в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже о его «предшественнике» - законодательном акте, регулировав­шем отношения в связи с несостоятельностью в период с 1992 по 1998 г., ничего подобного не содержал.
Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законода­тельствам и представляет собой специфику исключительно рос­сийского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литера­туре отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.
По замыслу законодателя, предназначение финансового оздо­ровления может быть сведено к следующему. В отличие от внеш­него управления - процедуры, наиболее близкой к рассматривае­мой и также направленной на восстановление платежеспособно­сти должника, финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (едино­лично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному пла­ну, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредито­ры) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота, которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные кор­поративные финансы из кризисного состояния. При этом долж­ник берет на себя и тот риск, который проистекает из его само­стоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не уда­стся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в си­лу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредито­ров (п. 1 ст. 79 Закона).
Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых качеств собственников должника, - они являются субъектами, наиболее сведующими в той отрасли экономики, в которой дей­ствует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способ­ны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. Ес­ли поменять команду менеджеров, а законодатель ориентирует участников дела на это, как бы «намекая», что смена главного должностного лица компании может стать полезным шагом (п. 2 ст. 77 Закона), получить дополнительные стимулы в виде угрозы потери предоставленного обеспечения и «нависающего» графика расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в опре­деленных случаях будет более эффективна, нежели внешнее управление или мировая сделка.
В мировой сделке также можно проследить определенные сход­ства между этими процедурами. И в финансовом оздоровлении, и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платеж­ных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями. Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоров­ления не прекращается.