В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Процедуры несостоятельности (банкротства) - Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления

IV. Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспо­собности (ст. 2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона).
Цель введения процедуры внешнего управления прямо обо­значена в самом законодательном определении - организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к «излечению» финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к пога­шению требований всех кредиторов.
Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансо­вого оздоровления, представляет собой разновидность реабилита­ционных (реорганизационных) процедур банкротства, направлен­ных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию1. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на во­прос, кто, какой субъект будет выступать организующим финан­совую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансо­вым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой про-цедурой это будут «внешние» субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий1
Как говорилось выше, формальными основаниями для введе­ния процедуры внешнего управления являются решение первого собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда (ст. 75 Закона). Материальное основание выражается в реальной возможности восстановления платежеспособности, подтвержден­ной решением первого собрания кредиторов или наличием осно­ваний полагать это, выявленных арбитражным судом самостоя­тельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).


Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Наряду с от­странением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. По своей правовой природе мораторий - один из типичных и в то же время наиболее остро проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в ча­стноправовые отношения, каковое (вмешательство), как было пока­зано в начале настоящей главы, буквально «напитывает» институт не­состоятельности, включая и стадию внешнего управления. Послед­няя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в гражданско-правовые связи.
В соответствии со ст. 95 Закона о несостоятельности морато­рий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки ис­полнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санк­ции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Опреде­ленной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предпи­сание закона о начислении на «мораторные» суммы процентов по ставке рефинансирования, установленной Центральным бан­ком РФ. С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже 15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноцен­ный, ибо пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 став­ки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским догово­рам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда он может «спокойно» рассчитать и выполнить финансовый план выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предна­значение института моратория состоит в том, чтобы определен­ным образом стабилизировать финансовое положение санируемо­го предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам воз­можность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать ход восстановления платежеспособности.