В переписи малого бизнеса приняла участие лишь четверть российских предпринимателей
Ко всем остальным после 11 апреля придут интервьюеры, а затем — квитанции со штрафами Нина КУЗЬМИНА — 30.03.2011 Перепись
Росстат оценил теневую экономику страны в 7 триллионов рублей
В «тени» трудится почти каждый шестой экономически активный россиянин Елена АРАКЕЛЯН — 01.04.2011 На «серый» сектор
Минфин придумал, как снизить страховые взносы для работодателей
Напомним, с 1 января этого года страховые взносы (бывший единый социальный налог) для работодателей выросли с 26 до 34% Евгений

Кредиты для малого бизнеса станут доступнее

В Москве состоялось заседание, участие в котором принимали министры труда и министры финансов G20....

Госдума разрешит возвращать кредиты досрочно и без штрафов

В настоящее время многие банки, чтобы застраховаться от «передумавших» заемщиков, выстав...

Предпринимательские объединения - часть 5


Проблема холдингов и холдинговых компаний сложная и не достаточно разработанная в юридической науке, а потому она ждет своего исследователя. В порядке постановки можно указать на такие вопросы, как управление холдингом, учет и распределе­ние прибыли, консолидированный учет, баланс и налогообложе­ние и др.
II. Финансово-промышленные группы. Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция фи­нансового (банковского) капитала и промышленного потенциа­ла - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышлен-но развитых странах указанная интеграция практически заверше­на, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предприни­мательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финан­сово-промышленные объединения1. Так, в результате союза бан­ковского и промышленного капиталов США были созданы круп­ные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»). Круп­ные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах2.
По оценкам Президента ассоциации финансово-промышлен­ных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официаль­ный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и органи­заций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая числен­ность занятых приближается к 4 млн человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции -на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Тако­ва статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.
В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количест­венными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.
Законодательство о ФПГ. Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 но­ября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О фи­нансово-промышленных группах»2 (далее - закон о ФПГ), кото­рый устанавливал правовые основы создания, деятельности и ли­квидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финан­сово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ3. Что означает на практике дан­ный поворот событий?
Во-первых, законодатель отказался от идеи существования спе­циального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по раз­ным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и эконо­мистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что назван­ный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным ак­там, решениям субъектов Федерации и международным соглаше­ниям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение4. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.
Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях пере­хода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостре­бованным. В него не было внесено ни одного изменения и до­полнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!
В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государствен­ной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматри­вающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной актив­ности. Правительством РФ, исполнительными органами субъек­тов Федерации могли предоставляться иные льготы для участни­ков ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ -сле­дующее направление совершенствования законодательства.